Львов | Путеводитель по городу и окрестностям

Экскурсия по городу




Ставропигийский институт

ставропигийский институт

Ставропиги йский институ т — галицко-русское культурно-образовательное учреждение в Галиции (единственное до середины XIX века), созданное в 1788 на базе Львовского Успенского братства декретом императора Иосифа ІІ.

Правовой статус и руководство

До 1850-х годов Ставропигийский институт находился в подчинении местного правительства, и фактически каждая сфера деятельности Института попала в четкую зависимость от австрийского законодательства. В начале 1860-х Ставропигион получил статус церковного объединения, а его протектором стал Галицкий грекокатолический митрополит. На практике это не повлияло на деятельность Ставропигии, поскольку церковная власть в Австрии была подчинена светской.

Руководство

Высочайшим органом Ставропигии было общее собрание, на котором обсуждали и решали вопросы деятельности и финансово-хозяйственного положения Института, а также выбор председателя (сеньора) и совета правления. К обязанностям совета принадлежало как внутреннее регулирование деятельности института, так и презентация его во внешних отношениях. В состав совета, кроме сеньора, который его возглавлял, и его заместителя вице-сеньора, входили руководители отделов (настоятели или префекты). Свои функции члены Ставропигии выполняли бесплатно, а на нужды института отдавали ежемесячные взносы. Состав совета старейшин утверждался в Галицком губернаторстве и Окружном старостве, губернаторство также издавало распоряжения относительно проведения заседаний совета старейшин.

Институтом руководил совет с сеньором (председателем) во главе; известнейший из них — Исидор Шараневич (1885—1901), среди других: И. Бачинский (1801—1816), И. Хоминский (1861—1866), В. Кузнечный (1871—1884), Василий Ковальский. Число членов Львовского братства и Ставропигиона за все время их существования составило 726 человек. в институте работали видные деятели галицко-русского движения Богдан Дедицкий, Венедикт Площанский, Адольф и Иван Добрянские, Осип Марков, Осип Мончаловский, Михаил Качковский, Иван Пелех и другие. Члены Института тесно сотрудничали с другими галицко-русскими организациями и периодическими изданиями.

Ставропигийский институт был закрытым объединением узкого круга галицко-русской элиты, куда входили преподаватели гимназий и университета, научный работники и литературные деятели, священники, адвокаты, нотариусы, государственные служащие, зажиточные львовские мещане, владельцы имений. В кругу единомышленников член института старались изолировать себя от полонизации путём строгого соблюдения старинных русских норм и традиций. таким образом, идеологическая платформа Ставропигийского института выражалась тремя основными принципами: элитарность, русскость, антипольскость. «Язык родственный и товарищеский польский, — писал А. Терлецкий, — воспитание и культура — польская и, свойственно, только исторической ненавистью отмежёваны от поляков»[1].

 Цели

Цели работы Ставропигийского института были заявлены в статье 2 его устава:

Деятельность

Афиша-программа «литературно-декламаторского вечера», посвящённого 300-летию Львовской ставропигии (1886)

Во второй половине XIX века Ставропигийский институт принадлежал к числу галицко-русских учреждений (как и Народный Дом во Львове и «Галицко-Русская Матица»).

В своих работах галицко-русские деятели использовали язычие, а с конца XIX века — русский литературный язык. Ставропигийский институт отстаивал единство русского народа (малорусов, великорусов и белорусов) и не признавал украинской ориентации. Финансовой основой деятельности были большие имения (участки земли, комплексы домов во Львове), типография, переплётная, книжный магазин.

Ставропигийский институт вёл педагогическо-образовательную, научно-издательскую работу, имел музей и архив. В 1788 году при институте была восстановлена Братская школа (существовала недолгое время) и учительская семинария для учителей начальных и средних школ (в 1930-х годах в ней училось 30 студентов), издавал в первой половине XIX века учебники для начальных и средних школ (в частности букварь 1807, грамматику) и для «Studium Ruthenum». Базу основанного 1889 по инициативе А. Петрушевича и И. Шараневича музея представляли предметы, материалы и документы Успенской церкви, Братского архива и монастырей Галиции. Наибольшую ценность представляли собой рукописи (Кристинопольський апостол XII в., Бучанское XIII в. и Перемышльское XVI в. евангелия, Номоканон XV в., произведение Петра Могилы «Книга души, нарицаемая злото», «Предостережение» (Пересторога), «Львовская летопись» и др.), архив Львовского Братства, оригиналы документов Владислава Опольского 1375, привилегии, грамоты, распоряжения польских королей 1522—1767, документы и письма молдавских господарей относительно Успенской церкви, Братской школы и типографии 1558—1694, грамоты цареградских патриархов в 1586—1670 и др., переписка и акты Львовского Братства; старопечатные книги (в частности церковные книги XVI—XVII вв., грамматика «Адельфотес», 1591), а также предметы церковного искусства. Описание музея Ставропигийского института дали Илларион Свенцицкий (1908) и Исидор Шараневич («Ruskie Muzeum Instytutu Stawropigijskiego we Lwowie», 1937).

В конце XVIII — в начале XIX века типография Львовской Ставропигии, которая вела свое начало от печатни Ивана Фёдорова, оставалась единственной в Галиции (и второй в Австрии вместе с типографией Экгарта в Черновцах), у которой имелся имела кириллический шрифт и, следовательно, возможность издавать книги на церковно-славянском или русском языках.

Члены института были представлены в первой политической организации галицких русинов — Главной русской раде (треть основателей — 22 человека из с 66 принадлежала Ставропигии). После начала Первой мировой войны в 1914 году и репрессий австрийских властей против галицко-русского движения Ставропигийский институт был закрыт, а затем передан украинофилам. С 1922 до 1924 года институтом управлял польский правительственный комиссар. В 1924 году после тяжбы с украинофилами удалось добиться от польских властей решения о возвращении института. К 1929 году Старопигийский институт обновил церковь, типографию и дома, его общее движимое и недвижимое имущество оценивалось почти в 2 млн польских злотых.

Работы членов института

Часть документов институтского архива издал И. Шараневич — «Юбилейное изданіе въ память 300-лЂтняго основанія Львовского Ставропигійского Братства» (1886), В. Милькович — «Monumenta Confraternitatis Stauropigianae Leopoliensis», т. І (1895 — 98) и другие. Историю Львовского Братства и церкви написал Денис Зубрицкий «Dіе Griecһisch - Katholische Stavropigialkirche in Lemberg und das mit іһr vereinigte Institut» (1830); институту посвящён «Юбилейный сборник в память 350-летия Львовского Ставропигиона» (редактор Василий Ваврик, 1936). Ценным источником истории Ставропигиона и Украины были ежегодные календари «Временникъ Ставропигійского института» (за годы 1864—1915 и 1923—1939) и «Сборник Львовской Ставропигии» (1921). В издательстве Ставропигиона появилась «Исторія галицко-русскаго княжества» Д. Зубрицкого (1852—1855, 3 тома), на деньги Ставропигии выходила в 1850—1854 годах газета «Зоря Галицкая».

Ликвидация

После присоединения Западной Украины к УССР в 1939, Ставропигион был закрыт, как не отвечающий официальной идеологии, допускавшей только украинскую идентичность для тех, кого в прошлом называли русинами или малорусами. Музейные вещи в 1940 году были отданы во Львовский государственный исторический музей, архив — в Центральный государственный исторический архив УССР во Львове, библиотека — Львовской Научной библиотеке АН УССР. Институт восстановил свою деятельность под руководством Василия Ваврика в период немецкой оккупации и был окончательно закрыт при возвращении советских войск в 1944 году.

Современность

В начале XXI века во Львове начал работу университет «Львовский Ставропигион», который занимает здание бывшей институтской типографии. К деятельности галицко-русских организаций XIX — начала XX века этот новый вуз не имеет отношения.

В советский период появилась улица Ставропигийская, этим название была названа одна из старейших улиц Львова, которая ведёт от площади Рынок к Доминиканскому костёлу.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Полезная информация для путешественника:

News image

Какие бывают квартиры во Львове сдаваемые в аренду посу

Эта информация поможет Вам правильно сделать выбор квартиры, для посуточной аренды во Львове. Исходя из Вашего бюджета, планируемого для поездки ...

News image

Пиццерии Львова, «Пицца Челентано»

Сеть пиццерий «Пицца Челентано» пользуется большой популярностью у львовян и гостей города. Здесь можно и хорошо поесть, и хорошо провести время...

News image

Парк имени Ивана Франко (Львов)

Парк и мени Ива на Франко (укр. Парк імені Івана Франка) — парк в Галицком районе Львове (Украина), памятник садово-паркового искусства местног...

Из истории города:

News image

Русский культурный центр во Львове

Ру сский культу рный центр во Льво ве — организация. Основание РКЦ Русский культурный центр (РКЦ) расположен во Львове вблизи центра города, н...

News image

Первая фотография Львова

Первое оптическое изображение Львова принадлежит профессору естественной истории и физики, доктору медицины Львовского университета Иоганну Глойснер...

News image

Судебная ошибка

Легенда о судейской ошибке, которая повлекла за собой ряд необъяснимых событий которые происходили в городской ратуше. Говорят, что эти события прои...

Авторизация



YOU ARE HERE: Главная - Культура и традиции - Ставропигийский институт