Аполлинер (Apollinaire) Гийом [псевдоним; настоящие имя и фамилия Гийом Аполлинарий Костровицкий (Kostrowicky)] (26.8.1880, Рим, — 9.11.1918, Париж), французский поэт. Сын обедневшей польской аристократки. С 1899 жил в Париже. Лирике А. присущи мужественная искренность, трагическое ощущение жестокости жизни (цикл Бестиарий, или Кортеж Орфея , 1911), слитое с радостью её приятия, противостояния утратам и времени (стих. Мост Мирабо , 1912). В книге стихов Алкоголь. 1898—1913 (1913) — интонации народной песни, и эпический голос большого города, и призыв испить вселенную глоткой Парижа ( Вандемьер ), и размышление поэта о тюремной неволе (цикл стихов В тюрьме Сантэ ; в тюрьму А. попал по ложному обвинению в 1911). В творчестве А. столкнулись формалистическое экспериментаторство и новаторское развитие классической традиции.
И если ныне А. воспринимается как один из тончайших лириков 20 в. (цикл Vitam impendere amori — Жизнь посвятить любви , 1917), то прежде всего потому, что влияние модернистских школ, будь то символизм (повесть А. Разлагающийся чародей , 1908), кубизм ( Эстетические размышления. Художники-кубисты , 1913), футуризм ( футуристическая антитрадиция, манифест-синтез , 1913) или сюрреализм (драма Сосцы Тиресия , пост. 1917, изд. 1918), не смогло сковать творчество А. Он выходил из очередных тупиков на свою дорогу — доверия к будущему, вкуса к жизни (цикл новелл Ересиарх и К° , 1910), гротескного осмеяния буржуазного одичания (книга иронической прозы Поэт убиенный , 1916), к новому реализму ( Новый смысл и поэты , речь А. 26 ноября 1917).
Накануне 1-й мировой войны А. предвидел, что грядет время революций . В войне он видел бессмысленное уничтожение человека человеком, но в 1914 добровольцем вступил во французскую армию: стремление освободить Польшу — одна из причин этого решения. Был тяжело ранен. Первые военные стихи, адресованные прекрасной даме , в традициях куртуазной лирики, окрашены воинственным презрением к врагу (сборник Послания к Лу , 1915, изд. 1955). Но А. создал и лирическую хронику трагического восприятия войны ( Каллиграммы. Стихотворения Мира и Войны. 1913—1916 , 1918). Итоговое раздумье А. в мистерии-буфф Цвет времени (1918, опубл. 1920) над собственническим миром звучит как грозное обвинение эпохе самоубийственного индивидуализма. Формалистические эксперименты А. канонизировали дадаисты и сюрреалисты, а трагедийный лиризм поэта и его оптимистическую веру в торжество зари над сумерками восприняли П. Элюар, В. Незвал и Л. Арагон.