Львов | Путеводитель по городу и окрестностям

Экскурсия по городу




Бойм, Михал

бойм, михал

Михал Пётр Бойм (польск. Michał Piotr Boym; лат. Michaël Boimus[1]; на европейских языках был известен как Micahel Boym и т. п., а в Китае — как кит. 卜弥格, пиньинь Bǔ Mígé, палл. Бу Мигэ) (1614—1659) — польский миссионер-иезуит и учёный, работавший, главным образом, в Китае. Как миссионер известен своей деятельностью при дворе Чжу Юлана, последнего представителя династии Мин, считавшего себя императором и ведшего партизанскую борьбу в Южном Китае против маньчжурских оккупантов. Автор многочисленных научных трудов по фауне, флоре и географии Китая и Юго-Восточной Азии. Известен в ботанике как автор труда «Флора Китая» (1656), положившего начало «флорам» как виду ботанической литературы. Внёс вклад в европейскую медицину, издав в Германии серию книг по традиционным китайской медицине и фармакологии, благодаря которым в европейскую диагностическую практику вошло измерение пульса пациентов.

Биография

Происхождение и ранняя карьера

Родился в Малой Польше в г. Львов (теперь Украина)[2] в известной купеческой и медицинской семье. Его прадед Ежи (Дьёрдь) Бойм (польск. Jerzy Boim (György Boym)) (?—1617) прибыл в Польшу из Венгрии с королем Стефаном Баторием и женился на польке Ядвиге Нижнёвской (Jadwiga Niżniowska).[3] Отец Михала, Павел-Ежи Бойм (Paweł Jerzy Boim, 1581—1641[3]) был врачом польского короля Сигизмунда III.[4] Со времен основателя рода, венгра Дьёрдя (Ежи), большинство членов рода Боймов были похоронены в их родовой часовне, которая и сейчас существует во Львове.

У Павла-Ежи было шестеро сыновей: самый старший брат, Ежи, был лишен наследства за разгильдяйство, Миколай и Ян пошли по купеческой линии, Павел стал врачом, а Бенедикт-Павел и Михал вступили в орден иезуитов.[3]

Плавание из Лиссабона в Китай вокруг Африки часто включало остановку в Мозамбике, где Бойм ознакомился с бегемотами: его зарисовка из Flora Sinensis

В 1631 году Михал Бойм вступил в орден иезуитов и был рукоположен в сан священника. В 1643 году, после более десятилетия учёбы в монастырях Кракова и Калиша, и на медицинском факультете Падуанского университета (Италия),[5] Михал отправился в свое первое путешествие в Азию, во главе группы, включавшей ещё девять молодых иезуитов. Он сначала посетил Рим, гле получил благословение на экспедицию и статус официальной католической мисии от папы Урбана VIII в Риме, и затем, как и большинство иезуитов, отправлявшихся на Дальний Восток в те годы, отбыл морским путем из Лиссабона в Гоа, а затем в Макао.

Бойм преподавал некоторое время в иезуитском колледже в Макао, а затем миссионерствовал в Тонкине (северный Вьетнам) и в Динъане на китайском острове Хайнань. Миссия на Хайнане просуществовала до 1647 или 1648 г, когда остров был захвачен маньчжурами, и Бойм вернулся в Макао.[4]

При дворе беглого императора

К концу 1640-х годов большинство иезуитов, живших и работавших в Китае, перешло на сторону маньчжурской династии Цин, за несколько лет завоевавшей почти всю страну. Однако базировавшийся в Гуанчжоу вице-провинциал иезуитского ордена в Китае Альваро Семедо продолжал поддерживать контакты со двором Чжу Юлана. Чжу Юлан, внук императора Ваньли, был коронован своими сторонниками в конце 1646 г. как минский император Юнли (Yongli), и верные ему силы все ещё контролировали некоторые части южного и юго-западного Китая. Главный евнух и секретарь Чжу Юлана уже давно был христианином (известен европейцам как Ахиллес Пан), и работавшему при дворе Чжу Юлана австрийскому иезуиту Андреасу Вольфгангу Коффлеру (Andreas Wolfgang Koffler, 1603—1651) удалось добиться немалых успехов: в 1648 г он окрестил вдовствующую императрицу[6], которая стала известна как Елена Ван; мать императора[7] Марию Ма; императрицу Анну Ван; и наследника престола Чжу Цусюаня, ставшего в крещении Константином (Dangding, Дандин)[8][2] — надо полагать, не без мысли о св. Елене и Константине.[9] Многочисленные придворные также приняли крещение.

Часть письма Главной вдовствующей императорицы Елены, от своего имени и имени других императриц и наследника Константина, Римскому папе. Латинский перевод Бойма

В 1649 г. Альваро Семедо послал Бойма ко двору Чжу Юлана, базировавшегося в это время в Чжаоцине, на западе Гуандуна. Сейчас Чжаоцин не слишком известен за пределами Гуандуна, но в минскую эпоху этот город был традиционным местом расположения генерал-губернатора двух южных провинций, Гуандуна и Гуанси. Именно там почти за 70 лет до Бойма Маттео Риччи и Микеле Руджери начали свою миссионерскую деятельность в Китае. Вскоре, однако, положение минского императора ухудшилось — ему пришлось отступать от цинских войск вверх по реке в Учжоу, затем в Наньнин (пров. Гуанси). В ноябре 1650 г, вдовствующая императрица Елена Ван и главный евнух Ахиллес Пан написали письма к Папе римскому и генералу ордена иезуитов со слезной просьбой о помощи против цинских завоевателей. Бойм взялся доставить послания по назначению, и замолвить слово за беглого императора перед святейшим престолом.[4][10]

Два молодых крещёных китайца — Андрей Чжэн (кит. 郑安德勒, пиньинь Zhèng Āndélè, палл. Чжэн Андэлэ) и Иосиф Го (кит. 郭若习, пиньинь Guō Ruòxí, палл. Го Жоси) — были посланы Ахиллесом Паном в Рим вместе с Боймом, но Иосиф вскоре заболел и вернулся домой. Андрей, однако, проделал весь путь в Рим и обратно в Китай вместе с польским иезуитом.[4]

В Риме

Несмотря на недоброжелательность португальских властей в Макао, которым очень бы не хотелось, чтобы новые цинские правители Китая (Цины уже взяли Гуанчжоу 25 ноября 1650 г) узнали о их помощи минским «партизанам», Бойм и Чжэн смогли отплыть из Макао в Гоа около 1 января 1651 г.[4]

В Гоа, куда Бойм и Чжэн прибыли в марте 1651 г., как португальский губернатор так и иезуитское руководство также были настроены против какой-либо помощи беглому минскому двору. Бойм был посажен под домашний арест, но смог бежать и продолжить свой путь в Рим уже через Могольскую, Персидскую и Оттоманскую империи. Через Сурат, Хайдарабад, Бендер-Аббас, Шираз, Исфахан, Эрзерум и Трабзон, Бойм и Чжэн в августе 1652 года достигли турецкого средиземноморского порта Измира, откуда к декабрю добрались в Венецию.

Облачившись в костюм китайского мандарина, Бойм призывал власть имущих Европы на помощь делу освобождения Китая от маньчжурских захватчиков, но не смог достичь практических результатов. Пока Бойм ехал из Китая в Рим, в иезуитском ордене сменилось 3 генерала (Франческо Пикколомини умер в 1651 г, Алессандро Готтифреди (Alessandro Gottifredi) — в 1652 г); сменивший их Госвин Никель (Goswin Nickel) вовсе не был сторонником помощи безнадежному делу минского сопротивления. Пока Бойм ждал папской аудиенции, папа Иннокентий X тоже умер. Наконец в декабре 1655 г. новоизбранный папа Александр VII принял Бойма, и дал ему доброжелательное, но бесполезное ответное письмо к минскому двору.[4]

Хотя пребывание Бойма и Чжэна в Италии не принесло пользы пославшему их минскому императорскому двору, оно оказалось чрезвычайно плодотворным для расширения европейских знаний о Китае, благодаря записям по географии, флоре и фауне Азии, которые Бойм вёл во время своей миссионерской деятельности в Азии, и которые он сейчас получил возможность обработать. Богато иллюстрированная книга Бойма Flora sinensis («Флора Китая»), опубликованная в 1656 году в Вене, содержала детальную информацию о растительном и животном мире южного Китая и Юго-восточной Азии. Как считают, она стала первым представителем жанра «Флор» — монографий о растительном мире какого-либо региона.[11]

Бойм также опубликовал важные книги о китайской медицине — Specimen medicinae Sinicae («Целебные растения Китая») и Clavis medica ad Chinarum doctrinam de pulsibus («Медицинский ключ к китайскому учению о пульсе»).[12][13][14]

Бойм и Чжэн также участвовали в работе по транскрипции и переводу на латинский язык текста знаменитой несторианской стелы — памятника раннего христианства в Китае. Позднее (уже после смерти Бойма) ещё один китаец, подписавшийся по-латински как «Matthaeus Sina» (видимо, прибывший в Рим через Тибет и Индию с Йоханном Грюбером (Johann Grueber)), также работал над текстом. Плод их коллективного труда был позднее (1667) опубликован Афанасием Кирхером в энциклопедическом томе China Illustrata, в котором содержалось и много других материалов Бойма. Текст стелы стал первым документом на китайском языке, опубликованным в Европе.[15][1]

Возвращение в Китай

В марте 1656 г. Бойм, с папским письмом, отправился в Китай во главе группы из восьми священников, половина из которых умерла от болезней еще не достигнув цели пути. Власти в Гоа и Макао, придерживаясь португальской политике сотрудничества с цинским режимом, не пускают его в Китай. После длительной задержки, в начале 1658 года Бойм и Чжэн смогли-таки добраться до Аюттхаи, столицы Сиама, а оттуда на китайской джонке уплыли в северный Вьетнам. Там они стали искать проводников, которые смогли бы провести их на ещё занимаемую минскими партизанами территорию. В 1659 г, они проникли через китайскую границу в Гуанси, но обнаружили, что все дороги там уже под цинским контролем. Обратно во Вьетнам их тоже не пускали. Бойм тяжело заболел и 22 июня 1659 умер где-то в джунглях у китайско-вьетнамской границы. Его верный спутник, Андрей Чжэн, похоронил польского иезуита, поставив крест на его могиле, и скрылся в горах.[4] В настоящее время место захоронения неизвестно.

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Полезная информация для путешественника:

News image

Сигновка

Сигновка — местность Железнодорожного района Львова (Украина). Ограничена улицами Патона, Выговского и Городоцкой. Ранее (о чём свидетельствуют карт...

News image

«Арт хостел»

Совсем недавно открылся новый хостел во Львове под таинственным названием «Арт хостел».

News image

Отель Цитадель

Классический стиль всегда привлекал. Отель «Цитадель» расположен в одном из самых старинных зданий Львова.

Из истории города:

News image

Первая керосинивая лампа

В 1853 году во Львове произошло сенсационное событие: была изобретена керосиновая лампа, которая чуть ли не столетие обслуживала человечество.

News image

Легенда о даме из дома на Погулянке

Еще одна легенда начала ХХ века была связана с особняком на Погулянке. Около 1910 года молодой блестящий львовский адвокат влюбился в женщину, владе...

News image

Два миллиона за голову

Недалеко от Львова есть замечательный городок Жовква, основанный коронным гетманом Станиславом Жолкевским. В XVII столетии город был резиденцией пол...

Авторизация



YOU ARE HERE: Главная - Персоналии Львова - Бойм, Михал

Знаменитые люди:

Адам Загаевский

News image

Адам Загаевский (1945 -), поэт, ессеист, критик, прозаик. Член поэтической группы Сейчас, один из наиболее выдающихся представит...

Фредро, Александр

News image

Александр Фредро (родился 20 июня 1793, Сурохов возле Ярослава, Галиция, Австрийская империя — умер 15 июля 1876, Львов, Австро-...