Сергей Анатольевич Тимофеев (10 мая 1959, Сыктывкар — 5 июня 1993, Москва) — русский художник, поэт, музыкант. Основатель ростовской музыкальной группы «Пекин Роу-Роу», активный участник товарищества «Искусство или смерть», главный художник Четвертого канала Останкино.
Биография
Родился 10 мая 1959 году в г. Сыктывкар в семье геологов. Жил и учился в г. Львове. В середине 80-х перебрался в Ростов-на-Дону. Некоторое время работал художником в ростовской молодёжной газете «Комсомолец»[1], позднее переименованной в «Наше Время», автор первого логотипа вновь образованной газеты. Принимал активное участие в большинстве проектов товарищества «Искусство или смерть»[2][3].
Созданная им группа «Пекин Роу-Роу»[4] молниеносно стала культовой в Ростове-на-Дону, её альбомы рецензировались журналом «Аврора»[5]. Тимофеев говорил: «Я не бросил рисовать и продолжаю мыслить как художник — пластически. Но помимо кистей, красок, каких-то жестянок, фотографий есть ущё и музыка, и слова. И всё это можно коллажировать. Собственно, это и было первой попыткой ранних концертов «Пекина»»[6].
в 1991 году Сергей Тимофеев планировал совместно с Кириллом Серебренниковым и Максом Белозором поставить фильм «Дай мне голову, Хосе!», но к сожалению, этот проект не был реализован[7].
В начале 90-х вслед за соратниками по товариществу «Искусство или смерть» переехал в Москву[8]. По приглашению Д. Диброва работал на телевидении, главным художником Четвертого канала Останкино[9]. В 1993 году первым в стране придумал и реализовал на Четвёртом канале серию социальных рекламных роликов («Все будет хорошо!»)[9].
Трагически погиб 5 июня 1993 года в Москве[10]. Похоронен на кладбище «Ракитки»[11].
Цитаты
«Серега с друзьями снял роликов десять — с разными отправителями. В одном случае оказывалось, что это — летчик, в другом — капитан дальнего плавания. Даже зэк в фуфайке, и тот прикладывал к уху трубку. Все они несли любимой — читай, зрителю — одну и ту же весть: — Все будет хорошо! Это было странно и весело: столько усилий, искусных съемок, чисто рекламных эстетических решений — и все для того только, чтобы сказать слова, на которые до сих пор телевизор был неспособен. Чопорный, всезнающий, способный похоронить поочередно всех членов Политбюро заодно с их социализмом, телевизионный приемник такую простенькую человеческую фразу произнес впервые. А год спустя на экране Первого канала появился прекрасный проект Игоря Буренкова
„Позвоните родителям“, затем — высокоэстетичный „Русский проект“ Константина Эрнста, и это уже был настоящий кинематограф. Но первым просто сказать зрителю „Все будет хорошо!“ телевизор заставил Серега. В девяносто третьем. Кстати, фамилия его была Тимофеев. Тимофеев Сережа. Не забудете?»[9] — Д. Дибров, «Раб лампы». «У нас с ним было несколько очень важных бесед. Он говорил, например, о том, что художник должен думать только о том, как зеленое сочетается с фиолетовым, а все остальное по фигу. При том, что мне не нравились его картины, а музыка „Пекин Роу-Роу“ была приятна, но не более, — он сильно на меня повлиял как личность. Как-то он позвонил мне из Москвы: „Приезжай, послезавтра ты выходишь на работу, я договорился“. Он уже был главным художником на АТВ. А буквально на следующее утро мне звонят и говорят: „Тимофея убили“» — К. Серебренников, «Шиги-Джиги, или коллаж-портрет Сергея Тимофеева». «Наверное, Москва виделась Тиме Пекином, Ростов — Шанхаем, а всё остальное вокруг — Роу Роу и я не знаю — оказался ли Серёжа дорог первопрестольной и её подмосковным вечерам…
Посиделов, съездив незадолго до смерти Тимы в столицу, сказал, что Серёга живёт так, как будто снимает кино с собой в главной роли. И важней всего в этом кино была скорость жизни. Он — при такой-то скорости и не мог стоять в очереди за вином (версия). За что в его лёгкое тело и всадили несколько пуль» — Галина Пилипенко, «Смерть и искусство». «Сергей был рождён для того, стобы стать гением, и если бы он не рисовал, не сочинял песен, то снимал бы кино или писал бы романы. Конкретный вид деятельности особого значения не имел — он должен был стать гением во что бы то ни стало»[12] — Дмитрий Келешьян.
Выставки и акции
2009 — «Товарищество „Искусство или смерть“». Государственный музей современного искусства, Москва. 2008 — «О смертном в искусстве. Памяти Николая Константинова». М-галерея, Ростов-на-Дону[13][14]. 1992 — «Кинетическая графика». Галерея в Трёхпрудном переулке, Москва. 1992 — «Левой ногой». Галерея в Трёхпрудном переулке, Москва. 1989 — «Выставка, которая не считается потому что все очень плохо». Гостиница «Юность», Москва. 1989 — «Героическая». Музей изобразительных искусств, Ростов-на-Дону. 1989 — «Праздник имени Великой Египетской царицы любви Клеопатры», Ростов-на-Дону. 1989 — «Италия имеет форму сапога». Выставочный зал Союза художников на Набережной, Ростов-на-Дону. 1988 — «Провинциальный авангард». Кооперативный туалет «Прогресс» (пер. Газетный — ул. Энгельса), Ростов-на-Дону[15]. 1988 — «Жупел». Выставочный зал Союза художников на ул. Горького, Ростов-на-Дону.
Память
В 1999 году, в центре им. Кима Назаретова, состоялся концерт памяти Сергея Тимофеева, где участники концерта («Спутник Восток», «Запрещенные Барабанщики», «Урблуд Драмадэръ») исполняли песни «Пекин Роу-Роу». 30 мая 2009 группа «Звери» на своём концерте в зале МХАТ им. М. Горького исполнила песню Сергея Тимофеева «Весна» из репертуара «Пекин Роу-Роу». 23 января 2010 года в клубе «Подземка» (Ростов-на-Дону) состоялся концерт группы «Хуже, чем дети», собравшей бывших участников «Пекин Роу-Роу» во главе с Дмитрием Келешьяном.