Львов | Путеводитель по городу и окрестностям

Экскурсия по городу




Виктюк Роман Григорьевич

виктюк роман григорьевич

Народный артист Украины, заслуженный деятель искусств России. Профессор. Основатель и художественный руководитель Театра Романа Виктюка.

Родился во Львове 28 октября 1936 года в семье учителей. Будучи школьником, пробовал ставить небольшие спектакли, в которых были задействованы одноклассники и друзья.

В 1956 г. окончил Государственный институт театрального искусства (ГИТИС) в Москве. (Мастерская М.Н.Орловой и В.А.Орлова). Среди учителей были Юрий Александрович Завадский, Анатолий Васильевич Эфрос.

Работал режиссером во Львовском и Киевском ТЮЗах, Русском драматическом театре Литовской ССР, преподавал в студии при Киевском театре им. И. Франко, в Государственном училище циркового и эстрадного искусства.

Ставит спектакли в Москве, Санкт-Петербурге, Калинине (Тверь), Киеве, Нижнем Новгороде, Риге, Вильнюсе и других городах. Осуществил ряд постановок в театрах Швеции, Финляндии, США, Италии, Греции, Израиля, Югославии. Всего поставил более 200 спектаклей.

В 1991 году создал частный Театр Романа Виктюка, который в 1996 году получил статус государственного. Принцип формирования труппы – смешанный. Основу составляют молодые актеры, которые в начале своего творческого пути встретились с режиссером и сформировались под влиянием его творческого метода. Для участия в отдельных спектаклях приглашаются ведущие мастера отечественного театра, среди которых немало «звезд» первой величины.

С творчеством Романа Виктюка связано очень много споров и среди специалистов-театроведов, и среди зрителей. Очевидная связь с традициями Александра Яковлевича Таирова не мешает режиссеру использовать разные типы театрального языка и остро реагировать на окружающую действительность. Ставший притчею во языцех эстетизм Виктюка на самом деле всегда отражал духовные поиски человека, причем последний в творчестве режиссера – натура сложная, противоречивая, не сводимая ни к каким жестким рамкам и шаблонам, но мучительно стремящаяся к гармонии.

Так же не просто привести к единому знаменателю творчество самого Романа Виктюка. «Царская охота» 1977-го года, «Служанки» 1988-го, «Рогатка» 1993-го и «Мастер и Маргарита» 2003-го – спектакли очень разные и по форме, и по заключенному в них художественному посланию. Откровенный прием «театра в театре» сменяется исповедальной искренностью, пресыщенное любование «красотой картинки» - жесткими пощечинами общественному мнению и ханжеской морали. Но в центре любого спектакля Романа Виктюка – человек, его душа, способная к взлетам и падениям, переживающая триумфы и трагедии.

Единственный из режиссеров иностранного происхождения награжден международной премией Института итальянской драмы за лучшее воплощение современной драматургии (1997 г.). Обладатель театральной премии «Maratea» Центра европейской драматургии (1991 г.). Награжден премией «Киевская Пектораль» и премией СТД Украины «Триумф». В США включен в категорию «50 людей мира, которые повлияли на вторую половину ХХ века».

Профессор Российской академии театрального искусства ГИТИС

Владимир Михайлович Ивасюк

Тропинки детства

Родился Владимир Михайлович Ивасюк 4 марта 1949 года в районном городке Кицмань Черновицкой области в семье учителей Михаила и Софии Ивасюков. Уже в три года он проявил огромное внимание к музыке, с любопытством наблюдая за репетициями учительского хора, на которые его часто брали родители. В 1954 году отец композитора вместе с другими жителями Кицмани добивается, чтобы в городке открыли музыкальную школу, и пятилетний Володя попадает в подготовительный класс филиала Черновицкой школы №1, где начинает овладевать скрипкой. А в 1956 году идет в первый класс средней школы. Он проявил незаурядные способности к игре на скрипке, его приглашают играть на местных смотрах художественной самодеятельности, на родительских собраниях, на концертах для рабочих и колхозников. За свою прекрасную игру Володя получает от земляков подарок — хорошую настоящую немецкую скрипку.

Учитель парня в музыкальной школе Юрий Визнюк уговаривает родителей продолжить музыкальное образование ребенка, и после окончания шестого класса Володя вступает в Киевскую музыкальную школу для одаренных детей имени Н. Лысенко. Но учеба и изнурительная работа над собою, проживание в общежитии далеко от родителей сказались на здоровье подростка и он, отличник, после первого семестра возвращается в Кицмань, где продолжает учебу в средней школе и музыкальной школе по классу фортепиано. В 1964 году Володя создает в школе ансамбль «Буковинка» и пишет для него свои первые песни, среди которых самая первая — «Колыбельная». Коллектив завоевывает победы на нескольких конкурсах самодеятельности, едет в Киев, там его замечают, приглашают на областное телевидение, награждают путешествием по Днепру. Что важно, песни юного композитора запоминаются, и вскоре к нему обращаются с просьбами прислать ноты и тексты песен.

Несмотря на занятия музыкой, дела в школе шли прекрасно. За несколько месяцев до ее завершения Володя — один из немногих претендентов на золотую медаль. Именно тогда случается бессмысленная случайность, которая вскоре породит столько жизненных трудностей и душевной боли. Во время прогулки парком кто-то из ребят решил закинуть картуз на гипсовый бюст Ленина, что и было сделано. Осознав крамольность такого поступка, друзья решили снять картуз. Но кто знал, что бюст не закреплен? В ходе “операции” “вождь” падает, ребята попадают в милицию на 15 суток, открывается «Дело Владимира Ивасюка». Сразу встал вопрос об исключении из комсомола, изгнание из школы и лишения аттестата. Родители сделали все, что могли. Володя получил аттестат с четверками по истории СССР и обществоведения. Семья переезжает в Черновцы. Володя с блеском сдает экзамены в медицинский институт и его зачисляют на первый курс врачебного факультета. Радости не было границ, но кто-то сообщил о его “деле”, и 31 августа 1966 года Владимира обвиняют в том, что он нечестным путем пробрался на лавы студентов и при всех зачитывают приказ об исключении.

Юноша выдерживает этот удар и продолжает борьбу за свое будущее. Он направляется работать слесарем на завод «Легмаш». Когда профсоюзный деятель Леонид Мельник узнает, что Володя музыкант, то поручает ему создать и вести заводской хор. Вскоре этот хор начинает занимать ведущие места на смотрах художественной самодеятельности, на выступлениях аккомпанирует сестра Володи Галя, хористы исполняют Володины песни. На волне вдохновения Ивасюк рискует и под псевдонимом Весняный посылает на конкурс к 50-летию Октября песни «Отлетали журавли» и «Колыбельная для Оксаночки». Получает первую премию.

Червона рута — цветок надежды

Через год по рекомендации «Легмаша» Володя вступает в Черновицкий мединститут. Он всем симпатичен, его сразу же избирают старостой группы, приглашают в оркестр народных инструментов «Трембита», в камерный оркестр мединститута. После окончания третьего курса Володя начинает работать над песней «Червона рута». Хотя уже до того было много песен о загадочном зелье руте-мяте, именно «Червоной руте» судилось пленить столько сердец своей лиричностью и своим романтизмом. Когда Володя предложил показать «Червону руту» и «Водограй» в передаче украинского телевидения «Камертон хорошего настроения», выяснилось, что некому исполнить женскую партию, поскольку все разъехались на летние каникулы. Тогда пригласили обладательницу замечательного сопрано, учительницу музыкальной школы №1 Елену Кузнецову, и вместе с ней Володя в течение двух недель давал жизнь новой песне. И вот, 13 сентября 1970 года на Театральной площади Черновцов в присутствии тысяч черновчан и на глазах миллионной зрительской аудитории появилась замечательные песни — первый большой триумф молодого творца.

В 1971 году в Карпатах был снят фильм «Червона рута», в котором принимали участие София Ротару, Василий Зинкевич, Назарий Яремчук, Раиса Кольца, ансамблі «Смеричка» и «Росинка». Это был первый украинский музыкальный фильм. В нем прозвучали песни Ивасюка, Дутковского, Скорика. В этом же году в передаче ЦТ «Алло, мы ищем таланты!» звучит новая Володина песня «Водограй». Весной 1972 года начинается львовский период в жизни Володи: он переезжает во Львов, где становится студентом подготовительного композиторского факультета Львовской консерватории и переводится на ІV курс Львовского медицинского института. Расширяется круг художественных знакомств. И работа, неутомимая работа. Создает песни: «Я — твое крыло», «Два перстня», «Словно стаи птиц», «Баллада о мальвах». В скором времени состоялась еще одно важное событие — его песню «Баллада о двух скрипках» спела молодая певица София Ротару, которая уже была известная как победительница Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Софии за выполнение народных молдавских песен. Со временем она исполнит много произведений Ивасюка, а в 1974 году с «Водограем» станет лауреатом фестиваля эстрадной песни «Сопот-74». Именно тогда впервые на международном конкурсе прозвучала украинская песня. О Володе очень много писала польская пресса, переводила и печатала тексты его песен.

1974 год в биографии Ивасюка отметился еще двумя моментами: его избирают делегатом ХХІІ съезда комсомола от Львовской области, в том же году он становится студентом подготовительного отделения Львовской консерватории по классу композиции. Вместе с тем ему продолжают поступать письма из самых отдаленных городков и сел СССР — все хотят высказать свою большую и искреннюю благосклонность молодому таланту. Это добавляет Владимиру еще больше воодушевления. В 1975 году он пишет музыку к спектаклю по роману О. Гончара «Знаменоносцы» и завоевывает диплом первой степени. Однако, когда дело коснулось выдвижения кандидатуры Ивасюка на присуждение Шевченковской премии за спектакль, кто-то вычеркнул его фамилию. А потом сгорели декорации к спектаклю… Тогда же был снят фильм «Песня всегда с нами», в котором прозвучало шесть песен Ивасюка. Володя проводил очень много времени на съемках, поэтому пропустил немало занятий. Это стало причиной его исключения из консерватории. Об этой неприятности Володя не говорил никому, даже родителям. Пишет музыку к спектаклю «Мезозойская история» в Дрогобычском областном муздрамтеатре.

Через три года ценой огромных усилий он восстановился в консерватории в классе Лешека Мазепы. В издательстве «Музична Україна» выходит сборник песен Ивасюка «Моя песня». София Ротару с песней Владимира «У судьбы своя весна» побеждает на фестивале «Сопот-77», а сам он работает над подготовкой пластинки-гиганта. Как вспоминает киевский звукорежиссер М. Дидык, право на пластинку-гигант имели лишь члены Союза композиторов, Володя же тогда был обычным студентом консерватории. Поэтому “гигант” дался нему очень тяжело, но когда он вышел, то разошелся вмиг. Наряду с всенародной любовью свою “внимание” демонстрирует “родная” партия. Секретарь парторганизации консерватории предлагает Владимиру написать заявление о вступлении в КПСС, тот отказывается. Но общественная жизнь продолжается. В 1978 году Владимир побеждает на всесоюзном конкурсе молодых композиторов в Москве и получает дипломы ІІ степени за «Сюиту-вариации для камерного оркестра» и «Баладу про Віктора Хара». Львовская комсомольская организация собирает документы для выдвижения Ивасюка на присуждение премии имени Островского, его приглашают участвовать в работе жюри республиканского конкурса молодых исполнителей. Он дает интервью, о нем пишет пресса, его песни звучат на радио. Однако со спектаклем «Знаменоносцы» Ивасюк не попадает в число претендентов на премию Островского. Об этом он узнает в Хмельницком. А когда 24 апреля возвращается во Львов, то после какого-то звонка-вызова в обед одевается, идет к консерватории и больше не возвращается.

18 мая 1979 года тело Владимира Ивасюка нашли в военной зоне Брюховицкого леса недалеко от Львова.

Хоронили Володю 22 мая, в день, когда прах Великого Тараса Шевченко перевезли на Украину. Дубовый гроб, который украсили веточками калины и вышитым рушником, люди отказались класть на автомобиль и на плечах несли от квартиы до самого Лычаковского кладбища. Это была не виданная в те годы процессия, это была акция непослушания власти, администрации, судебным обманам. Про место и время похорон нигде не сообщалось. Некролог появился только в одной газете, которая выходила малым тиражем — в «Львовском железнодорожнике». В ВУЗах именно на этот день назначили комсомольские собрания с обязательной явкой. Были даны указания не идти на похороны. Ни одного живого цветка не найти было во Львове, все они там — для Володи, последние живые цветы его последней весны.

Когда гроб плыл к Лычаковскому кладбищу и ливень цветов устилал последний его путь, тяжелыми шагами ступали по львовской мостовой десятки тысяч людей со всей страны, его истинные друзья и побратимы за время жизни и до сих пор. Из Волыни примчался Василий Зинкевич, из Киева прибыли Юрий Рыбчинский и Вадим Ильин, не стыдились слез Назарий Яремчук, Дмитрий Гнатюк и Николай Кондратюк, Игорь Билозир и Остап Стахив. Трио Маренич на венке написали:

Спасибі, друже, за любов жагучу
до рідної Вкраїнської землі,
повік твою «Червону руту»
співати будуть солов’ї.

Впереди процессии шла в национальном строю и несла на руках портрет Володи в миртовом венке дочка известного львовского художника Патика — Оксана. Позади нее Назарий Яремчук вместе с Левком Дутковским нес большой венок живых белых цветов, присланный Софией Ротару.

И когда гроб поставили возле ямы, все ждали какого-то мгновения: кто выйдет и скажет первое слово. Этот шаг сделал и первое печальное слово сказал Ростислав Братунь. Голос его постоянно дрожал и срывался, ощущалось, что хочет сказать то, что знают все, но еще не время. Когда закончил, тысячи мысленно поклонились ему за то, что не побоялся, не предал, не отступил. А это стоило Ростиславу Андреевичу должности председателя Львовской организации союза писателей и спокойствия до конца жизни. Своего побратима по перу поддержал всегда искренний Роман Кудлик. Выступление семьи Сичко закончилось тюремным заключением. Когда студенты консерватории запели «Слышишь, брат мой», было слышно не плач, а настоящее рыдание. Народ прощался со своим певцом, который честно и преданно служил ему.

После похорон от родных композитора отреклись, никто не заходил, началась страшная травля уже мертвого Владимира. Даже мертвому ему не могли простить его талант, ведь и мертвым он затмевал своими талантом живых. И в самом деле, его ненавидели живого, его боялись и мертвого. Могилу трижды поджигали, а однажды в июньский ливень горели цветы. Памятник, который выполнил Николай Посикира, прождал в мастерской 10 лет разрешения на установку. Но благодаря народу, его любви к таорцу, могила круглый год в цветах, всегда святая. Почему? Поражают слова Лины Костенко: «Слава — это прекрасная женщина, которая на могилу цветы принесет».

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Полезная информация для путешественника:

News image

Левандовка

‎Многоэтажная и частная малоэтажная застройка на Левандовке

News image

Львовская железная дорога подняла тарифы на пригородные

Львовская железная дорога на 15% повысила стоимость пригородных пассажирских перевозок. Об этом сообщили в пресс-службе Львовской же...

News image

На валах (парк)

Парк «На валах»

Из истории города:

News image

Герб города Львов

Лев сидящий, лев шагающий, лев, взбирающийся на скалу, лев спящий, лев лежащий, лев с одной головой и двумя туловищами, лев, с удовольствием жующий ...

News image

Два миллиона за голову

Недалеко от Львова есть замечательный городок Жовква, основанный коронным гетманом Станиславом Жолкевским. В XVII столетии город был резиденцией пол...

News image

Львов во времена правления Польши

Казимир Великий, один из выдающихся польских королей, после стремитель­ной атаки 7 апреля 1340 года захватил город, его казну и клейноды и, таким об...

Авторизация



YOU ARE HERE: Главная - Персоналии Львова - Виктюк Роман Григорьевич

Знаменитые люди:

Серебряная пуля графа Потоцкого

News image

Такие личности появляются на свет нечасто. Отпрыск знаменитейшего польского рода Ян Потоцкий был аристократом по про...

Евгения Семеновна Гинзбург (Аксенова)

News image

Eugenyia Ginzburg