Львов | Путеводитель по городу и окрестностям

Экскурсия по городу




История улицы Городоцкая

история улицы городоцкая

В самом деле, улица Городоцкая (бывшая Первого Мая) — самая длинная в Львове. Она тянется 7,5 километра. В старину улица состояла из трех отдельных частей. Единым целым она стала в 1964 году.

Старейшая часть — от площади Торговой до улицы Шевченко. Под названием «св. Анны» упоминается уже в 1570 году, но возникла значительно раньше. До конца XVIII ст. она начиналась от Краковских ворот (то есть от перекрестка современных улиц Краковской и Леси Украинки). После сноса городских укреплений она шла от Полтвы (так, как и сейчас).

Название улицы происходит от костела св. Анны, который, коренным образом перестроенный, стоит на развилке улиц Городоцкой и Шевченко. Его история переносит нас в далекое средневековье.

... в 1491 году во Львове вспыхнуло восстание портняжных подмастерьев. Они протестовали против невыносимо трудных условий работы. Собственно, восстания в буквальном смысле этого слова не было. Просто подмастерья решили убежать из Львова. Ночью они перебрались через городскую стену, но на том месте, где стоит костел, их догнала стража — «ципаки» — и хотела силой возвратить беглецов. В стычке погибло несколько подмастерьев. Товарищи погибших поставили со временем на том месте крест, а в 1504 году — небольшой костел и нарекли именем святой Анны (символ милосердия). И стал он цеховым костелом портных.

Конечно, городской власти и цеховой верхушке это сооружение было как соль в глаза, поскольку напоминала о мученической смерти юношей, но ничего не сделаешь — святыня! Правда, в 1509 году костел сожгли во время набега волхвов, но через несколько лет восстановили. Вторично здесь бушевал пожар в 1648 году. И через пять лет он снова восстал из пепла. Современный вид костел приобрел в конце XVIII ст.

Улица св. Анны входила в состав Краковского предместья и заселена была очень густо. Жили здесь, в основном, украинцы. Часть земель между современными улицами Б.Лепкого и Огиенко принадлежала князьям Радзивилам. Застройка была деревянной, одноэтажной, дома утопали среди густых садов.

В конце XIX ст. появляются многоэтажные здания, принадлежащие исключительно еврейской буржуазии. Они были своеобразным свидетельством развития капитализма в Львове. Город рос, бывшие предместья становились центром. Рабочие же поселялись на окраинах, где расположились предприятия и цены на жилье были значительно ниже. Другой становится и название улицы — с 1871 года она Казимировская (в честь двух польских королей). Но аристократическое название не изменило коммерческий характер улицы. Доходные дома, магазины, небольшие отели — вот ее лицо. И в то же время — ни одного книжного магазина. В 1908—1909 годах на улице проложена трасса электрического трамвая.

Характер улицы не изменился и тогда, когда на руинах Австро-Венгерской империи возникла буржуазная Польша. Казимировская остается своеобразной демаркационной линией между богатыми кварталами центра и нищими хибарами бедноты. Улицы Шпитальную, Котлярскую, Сонячную заселял рабочий класс, который все более чаще и грознее напоминал про свое существование. Местная власть это учитывала — в «Бригидках» была политическая тюрьма, в соседнем квартале разместились комиссариат и казармы полиции.

16 апреля 1936 года по Казимировской шла похоронная процессия — хоронили безработного Владислава Казака, убитого полицаем. Стычки с полицией, начавшиеся на Бернардинской площади, не прекращались вдоль всего движения похоронной процессии. Возле «Бригидок» — на крыше тюрьмы стояли пулеметы — снова пролилась кровь рабочих.

На полицейский террор городская беднота ответила баррикадами, их было 19, преимущественно на Казимировской и Городецкой. В декабре 1944-го Казимировскую переименовали на улицу Чапаева (нынешняя Курмановича). Через двадцать лет она слилась с Городецкой и стала Первого мая.

Городецкой называлась часть, что идет от развилки до современной улицы Боберского. Название это возникло сравнительно давно — в конце XVIII ст. А в XV ст., например, она называлась Широкой, несколько позже — Краковской дорогой и аж потом — Городецкой (правильнее — Городоцкой). Это был первый вымощенный тракт в Львове.

Уже из самих названий видно, что улица служила важной торговой артерией. Большее значение она приобрела после открытия в 1861 году железной дороги Львов-Перемышль.

В 1879 году по Городецкой пустили конный трамвай, а через тридцать лет — электрический.

Еще в последней четверти XIX столетия Городецкая, особенно с правой стороны, была очень мало застроена. На месте кварталов между Одесской и Головацкого было так называемый «Городецкий источник», переходящий в водохранилище.

В то время железная дорога подходила очень близко к трассе улицы. Железнодорожные перроны были на том месте, где сейчас товарная станция. Здесь расположился вокзал черновицкой линии, а когда поставили главный вокзал — из него сделали товарный.

В начале нынешнего столетия на небольшой площади, что вплотную прилегает к Городецкой, началось строительство. На месте бывших соляных складов начали строительство костела св. Елизаветы — в честь жены императора Франца Йосифа І, убитую анархистом. Место, было избрано не случайно — хотели закрыть собор св. Юра, подорвать позиции, так сказать, конкурента. Завершили строительство в 1912 году. Псевдоготический стиль костела и сейчас производит сильное впечатление, в особенности на приезжих.

В 1921 году по Городецкой прошли колоны железнодорожников. В забастовке приняли участие рабочие паровозоремонтного завода. Выдвигались не только экономические, но и политические требования. Выступление было жестоко придушено.

Третья часть улицы — от современной ул. И. Боберского и до границы города — называлась Богдановкой. Название происходило от одноименного имение, заложенного семьей львовских армян еще в XVI ст. В 1933 году улица была присоединена к Городецкой. Этот район издавна считался рабочим. Здесь был ряд крупных предприятий города.

Если пройти дальше до Окружной, то по правую сторону увидим кварталы Левандовки. В состав современной Левандовки входит и село Билогорща (упоминается уже с 1356 года). В Билогорще растет особый вид березы — так называемый «северный». Этот район является последней в Европе южной границей ее обитания.

Относительно названия Левандовка, то она происходит от некоей госпожи Левандовской, которая в 1742 году имела здесь имение.

При Советской власти внешний вид улицы коренным образом изменился. Реконструированы и значительно расширены старые предприятия, на месте жалких лачуг выросли кварталы многоэтажных домов, школы.

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Полезная информация для путешественника:

News image

Львовский трамвай

Львовский трамвай — общественный транспорт города Львова. Движение электрического трамвая было открыто в 1894 году.

News image

Дом органной и камерной музыки

Как культурное учреждение Дом органной и камерной музыки открылся во Львове в 60-х годах прошлого века.

News image

Сад собора Святого Юра

Сад собора Святого Юра — сад, расположенный возле палат униатских митрополитов на территории комплекса собора Святого Юра во Львове (Украина). Адрес...

Из истории города:

News image

Затопленная церковь

Когда-то на Клепарове (это там, где сейчас Львовская пивоварня и Музей пивоварения) стояла небольшая церковь, окружённая липами и клёнами.

News image

Население Львова

По данным Всеукраинской переписи 2001 года население Львова составляло более 758 тысяч человек, то есть сократилось с 1989 года более чем на 57 тыся...

News image

Первая мировая война

Первая мировая война (28 июля 1914 - 11 ноября 1918) - один из самых широкомасштабных военных конфликтов в истории человечества.

Авторизация



YOU ARE HERE: Главная - Улицы - История улицы Городоцкая

Знаменитые люди:

Роман Лубкивский: «Еще надеюсь, что нынешнее состояние

News image

Роман Марьянович ЛУБКИВСКИЙ. Поэт (можно сказать, живой классик), переводчик, литературовед, дипломат, общественный деятель, лау...

Руслана

News image

Руслана Степановна Лыжичко (укр. Руслана Степанівна Лижичко; 24 мая 1973, Львов, Украина) — украинская певица, автор-исполнитель...