В самом деле, улица Городоцкая (бывшая Первого Мая) — самая длинная в Львове. Она тянется 7,5 километра. В старину улица состояла из трех отдельных частей. Единым целым она стала в 1964 году.
Старейшая часть — от площади Торговой до улицы Шевченко. Под названием «св. Анны» упоминается уже в 1570 году, но возникла значительно раньше. До конца XVIII ст. она начиналась от Краковских ворот (то есть от перекрестка современных улиц Краковской и Леси Украинки). После сноса городских укреплений она шла от Полтвы (так, как и сейчас).
Название улицы происходит от костела св. Анны, который, коренным образом перестроенный, стоит на развилке улиц Городоцкой и Шевченко. Его история переносит нас в далекое средневековье.
... в 1491 году во Львове вспыхнуло восстание портняжных подмастерьев. Они протестовали против невыносимо трудных условий работы. Собственно, восстания в буквальном смысле этого слова не было. Просто подмастерья решили убежать из Львова. Ночью они перебрались через городскую стену, но на том месте, где стоит костел, их догнала стража — «ципаки» — и хотела силой возвратить беглецов. В стычке погибло несколько подмастерьев. Товарищи погибших поставили со временем на том месте крест, а в 1504 году — небольшой костел и нарекли именем святой Анны (символ милосердия). И стал он цеховым костелом портных.
Конечно, городской власти и цеховой верхушке это сооружение было как соль в глаза, поскольку напоминала о мученической смерти юношей, но ничего не сделаешь — святыня! Правда, в 1509 году костел сожгли во время набега волхвов, но через несколько лет восстановили. Вторично здесь бушевал пожар в 1648 году. И через пять лет он снова восстал из пепла. Современный вид костел приобрел в конце XVIII ст.
Улица св. Анны входила в состав Краковского предместья и заселена была очень густо. Жили здесь, в основном, украинцы. Часть земель между современными улицами Б.Лепкого и Огиенко принадлежала князьям Радзивилам. Застройка была деревянной, одноэтажной, дома утопали среди густых садов.
В конце XIX ст. появляются многоэтажные здания, принадлежащие исключительно еврейской буржуазии. Они были своеобразным свидетельством развития капитализма в Львове. Город рос, бывшие предместья становились центром. Рабочие же поселялись на окраинах, где расположились предприятия и цены на жилье были значительно ниже. Другой становится и название улицы — с 1871 года она Казимировская (в честь двух польских королей). Но аристократическое название не изменило коммерческий характер улицы. Доходные дома, магазины, небольшие отели — вот ее лицо. И в то же время — ни одного книжного магазина. В 1908—1909 годах на улице проложена трасса электрического трамвая.
Характер улицы не изменился и тогда, когда на руинах Австро-Венгерской империи возникла буржуазная Польша. Казимировская остается своеобразной демаркационной линией между богатыми кварталами центра и нищими хибарами бедноты. Улицы Шпитальную, Котлярскую, Сонячную заселял рабочий класс, который все более чаще и грознее напоминал про свое существование. Местная власть это учитывала — в «Бригидках» была политическая тюрьма, в соседнем квартале разместились комиссариат и казармы полиции.
16 апреля 1936 года по Казимировской шла похоронная процессия — хоронили безработного Владислава Казака, убитого полицаем. Стычки с полицией, начавшиеся на Бернардинской площади, не прекращались вдоль всего движения похоронной процессии. Возле «Бригидок» — на крыше тюрьмы стояли пулеметы — снова пролилась кровь рабочих.
На полицейский террор городская беднота ответила баррикадами, их было 19, преимущественно на Казимировской и Городецкой. В декабре 1944-го Казимировскую переименовали на улицу Чапаева (нынешняя Курмановича). Через двадцать лет она слилась с Городецкой и стала Первого мая.
Городецкой называлась часть, что идет от развилки до современной улицы Боберского. Название это возникло сравнительно давно — в конце XVIII ст. А в XV ст., например, она называлась Широкой, несколько позже — Краковской дорогой и аж потом — Городецкой (правильнее — Городоцкой). Это был первый вымощенный тракт в Львове.
Уже из самих названий видно, что улица служила важной торговой артерией. Большее значение она приобрела после открытия в 1861 году железной дороги Львов-Перемышль.
В 1879 году по Городецкой пустили конный трамвай, а через тридцать лет — электрический.
Еще в последней четверти XIX столетия Городецкая, особенно с правой стороны, была очень мало застроена. На месте кварталов между Одесской и Головацкого было так называемый «Городецкий источник», переходящий в водохранилище.
В то время железная дорога подходила очень близко к трассе улицы. Железнодорожные перроны были на том месте, где сейчас товарная станция. Здесь расположился вокзал черновицкой линии, а когда поставили главный вокзал — из него сделали товарный.
В начале нынешнего столетия на небольшой площади, что вплотную прилегает к Городецкой, началось строительство. На месте бывших соляных складов начали строительство костела св. Елизаветы — в честь жены императора Франца Йосифа І, убитую анархистом. Место, было избрано не случайно — хотели закрыть собор св. Юра, подорвать позиции, так сказать, конкурента. Завершили строительство в 1912 году. Псевдоготический стиль костела и сейчас производит сильное впечатление, в особенности на приезжих.
В 1921 году по Городецкой прошли колоны железнодорожников. В забастовке приняли участие рабочие паровозоремонтного завода. Выдвигались не только экономические, но и политические требования. Выступление было жестоко придушено.
Третья часть улицы — от современной ул. И. Боберского и до границы города — называлась Богдановкой. Название происходило от одноименного имение, заложенного семьей львовских армян еще в XVI ст. В 1933 году улица была присоединена к Городецкой. Этот район издавна считался рабочим. Здесь был ряд крупных предприятий города.
Если пройти дальше до Окружной, то по правую сторону увидим кварталы Левандовки. В состав современной Левандовки входит и село Билогорща (упоминается уже с 1356 года). В Билогорще растет особый вид березы — так называемый «северный». Этот район является последней в Европе южной границей ее обитания.
Относительно названия Левандовка, то она происходит от некоей госпожи Левандовской, которая в 1742 году имела здесь имение.
При Советской власти внешний вид улицы коренным образом изменился. Реконструированы и значительно расширены старые предприятия, на месте жалких лачуг выросли кварталы многоэтажных домов, школы.