Львов | Путеводитель по городу и окрестностям

Экскурсия по городу




Аксентович Теодор

аксентович теодор

13 мая 1859 Браши, Венгрия – 26 августа (27 сентября) 1938 Краков



Теодор Аксентович Автопортрет 1907 г. Muzeum Narodowe, Краков

Польский живописец, иллюстратор, литограф и график.
Один из основателей общества «Штука» (Sztuka), ректор Краковской Академии искусств и профессор армянского отделения университета.
Аксентович известен бытовыми жанровыми сценами, так называемого, «младопольского фольклора» из жизни гуцулов в Карпатах и яркими женскими и детскими «салонными» портретами.
В одной статье я прочел, что «в творчестве польского живописца также много картин на армянскую тематику, изображающие армянскую действительность и отличающиеся «армянским взглядом» на жизнь». Увы, ни в одной из галерей художника кроме «Крещения Армении» я не нашел ни одной картины на эту тему, хотя упоминания в биографии об интересе к культуре армянского народа есть.
Считается, что его творчество было очень дифференцированным и, благодаря портретам, предназначалось для богатых. (Это, правда, никак не вяжется с его картинами, так называемого, «народного» цикла!) Но никто не сможет поспорить, что непревзойденное мастерство его живописи выразилось в женских пастельных портретах, полных эмоций и чувств, подчеркивающих кокетство или задумчивость моделей.

Биография

Теодор Аксентович родился в польской семье армянского происхождения из рода Тер-Аксент , у которого богатое генеалогическое древо.
С раннего возраста в нем пробуждается непреодолимое влечение к живописи и несомненное дарование художника. После окончания Теодором средней школы во Львове семья, убедившись, что юноша сделал окончательный выбор своей специальности и жизненного пути, посылает его в Мюнхен.
В 1879 - 1882 он учился в Академии изящных искусств в Мюнхене в мастерской немцев Габриэля Хакеля, Александра Вагнера и венгра Гюлы Бенжура.

Оттуда он переехал в Париж, где продолжал свое образование до 1895 в мастерской Каролюс-Дюрана.

Теодор Аксентович Nad morzem 1883 г. частная коллекция

Находясь в Париже, Теодор Аксентович работал в качестве иллюстратора в журнале «Le Monde illustre» и сотрудничал с другими журналами, например, с такими, как L'Illustration и Figaro .
Чтобы увеличить ежемесячный доход, Теодор берется копировать работы таких мастеров, как Боттичелли, Тициан, Веласкес и Корреджо, поскольку знатоки живописи жадно стремились приобретать такие копии. В кругах художников он был известен, как один из лучших копировщиков.
Воодушевленный голландской живописью 17 века, Аксентович пишет портрет «Итальянской цветочницы» (Włoski kwiaciarka, 1882). На котором изображена молодая женщина в крестьянском платье с корзиной цветов.

С этой картины портрет стал его страстью, не зря же его современники называли Теодора Мэтр портрета .

Аксентович много путешествовал. Он часто ездил в Лондон и Рим для выполнения заказных портретов. В 1890 году, например, он написал двенадцать женских портретов, которые находятся в частных коллекциях. В Лондоне он, кроме того, имел возможность познакомиться с работами старых мастеров Ромни, Тернера и Гейнсборо, современных американских художников Джон Сингер Сарджента и Джеймса Уистлера, ну, и конечно прерафаэлитов.

В 1893 году в Челси он познакомился со своей будущей женой – очаровательной Изе Генриетте Гилгуде из известной театральной династии. Там же через некоторое время у него родился сын Филипп.

В парижских художественных и интеллектуальных кругах его считали известным художником –портретистом.
Он писал портреты актрисы Сары Бернар, Генриетты Fouquier , известной, как одна из великих красавиц своего времени, князей Владислава Чарторыжского (1892-1893) и Виктора Ославского (1890). Эти работы обеспечили ему репутацию салонного портретиста. Но, увы, кроме портрета Чарторыжского, ни в одной из галерей художника я не нашел других названных работ.

С портретом Ославского Аксентович принимал участие в Салоне национального Общества изящных искусств в 1890 году, а в 1891 году Теодор стал членом этого Общества (Société Nationale des Beaux-Arts).

Члены Союза польских художественных колоний, куда входил и Теодор, встречались в студии Йозефа Челмонского, посещали гостиницу «Lambert», где в свое время останавливался Адам Мицкевич.

В 1894 году он начал сотрудничать с Войцехом Коссаком, его ближайшим другом, и Яном Стикой в работе над «Racławice» (Рачлавской панорамой) - одной из крупнейших панорамных картин в истории польского искусства.

Когда в 1894 году Теодор прибыл в Краков из Мюнхена, Коссак предложил ему поучаствовать в работе над панорамой Racławicka, где Аксентович написал полковника Муромцева и группу военнопленных.
Справедливости ради, нужно уточнить, что авторами панорамы были Коссак и Стика, а Аксентович входил в группу помощников наряду с Тадеушем Попиелом, Людвигом Боллером, Зигмундом Розвадовским, Влодзимиром Тетмайером, Винсентом Водзиновским и Михаилом Созанским. Как видите, их было не трое, как пишет Википедия, а намного больше.

В своих мемуарах, Коссак писал: Среди моих современников, я был очень дружен с Яцеком Мальческим, Тадеушем Айдукевичем, Янеком Розеном и Теодором Аксентовичем .
В одном из писем Коссак даже выразил сожаление по поводу того, что он дал своему другу такой небольшой участок работы в панораме:
Мой дорогой Аксент помогал мне с Racławice, и я сожалею, что не Аксент написал остальные фигуры людей вместо Стики. Его фигуры прекрасные и яркие, а у Стики получились плоские, банальные и в ущерб всей Панораме .

Это откровенное признание свидетельствует о сердечности и большом доверии Войцеха к таланту Теодора.
Их дружба началась еще в Париже, где оба художника снимали одну студию на набережной Сены.
Позже оба художники имели студии в Закопане, где часто встречались.
В Закопане Аксентович жил со своей многочисленной семьей на собственной вилле («Семья художника», 1907). Там же написано большинство портретов детей, чаще всего собственных, а потом и внуков.
Затянувшаяся работа над Панорамой заставляет художника в следующем году переехать в Краков, где он становится преподавателем в местной Школе изящных искусств, которая стараниями художника Юлиана Фалата после 1900 года становится Академией изящных искусств. До 1934 года Теодор был профессором Академии, принимая активное участие в пропаганде искусства и ремесел.
Теодор Аксентович проявил себя также выдающимся организатором общественной и культурной жизни своего города. Художника часто приглашают его друзья-художники и коллеги-преподаватели из Академии в гости, Теодор вместе с госпожой Аксентович тоже умел принимать и развлекать гостей, приглашая их на свои «творческие четверги».

Космополитизм Аксентовича вызвал его большой интерес к народной жизни восточных славян в Карпатах в так называемом Малопольском регионе. Присутствие на светских и религиозных праздникам в селах вдохновило его на желание перенести декоративные элементы народных искусств - костюм и иконографию, в профессиональную станковую живопись.

В 1895 году Аксентович сделал эскизы для витражей латинского кафедрального костела во Львове. Правда, искусствоведы считают эту работу «неудавшимся проектом» в творчестве художника.

Свидетельством увлечения историей и культурой армян было присоединение Аксентовича к Обществу армянских художников в Польше Haiasdan, а также картина «Крещение Армении» (1900), посвященная своим национальным корням, и эскиз маслом армянского царя Яна Казимира (1912, 1919). Есть сведения, что в 1930 году Аксентовичем была написана многофигурная композиция «Армяне в Польше», но следы этой работы не найдены.

В 1897 г. он основал школу живописи для женщин, в которой преподавали, в частности, художники Леон Выжелковский и Ян Станиславский.
Вскоре после открытия школы Аксентович становится одним из основателей Общества польских художников «Штука» (Sztuka), членами которого были такие известные польские художники, как Юзеф Челмонский, Юлиан Фалат, Яцек Мальчевский, Юзеф Мехоффер, Ян Станиславский, Влодзимир Тетмайер, Леон Выжелковский и Станислав Выспянский.

Основная миссия этого общества состояла в том, чтобы организовывать выставки польского искусства во всем мире. Сам художник принимал участие практически во всех отечественных и зарубежных выставках.
Замечательный график, Аксентович был ответственным за разработку плакатов для выставок польских художников Общества Sztuka (1898, 1900, 1903, 1912, 1937), для литературно-художественного журнала Жизнь Теодор выполнил серию виньеток.

В 1904 году он провел несколько месяцев в Сент-Луисе, Миссури, и был одним из организаторов польской экспозиции на Международной выставке.
В 1909 году Аксентович был награжден императором Францем-Иосифом орденом Железной Короны III степени.

В 1910 году он становится первым ректором Академии изобразительных искусств в Кракове, бессменным руководителем которой оставался до самой смерти. Аксентович был талантливым педагогом. Среди его известных в Польше учеников - Леопольд Готтлиб, Адам Мендзыблоцки, Саша Блондер, Станислав Климовский.

В 1923 году художник награжден Командорским Крестом польского Возрождения первой степени, в 1929 году он получил медаль «Десятилетия польского Возрождения», а в 1936 году – Командорскую звезду и ленту для ордена польского Возрождения.
С 1928 года Аксентович являлся также почетным членом Совета общества «Zachеta».
На Всемирной выставке в Познани в 1929 году Аксентович был награжден Большой золотой медалью.

На протяжении жизни прошло множество выставок художника, как в Польше, так и за рубежом.
Наиболее заметными были в Берлине (1896, 1913), Мюнхене (1905, 1935), Лондоне (1906), IX Международная выставка Вене (1908), Риме (1911), Венеции (1926), Париже (1921), Чикаго (1927) и Праге (1927). В 1914 он работал в качестве директора польской экспозиции на Международной выставке в Венеции.
Несколько раз устраивались персональные выставки Аксентовича в Польше (Краков, 1923 и 1927; Лодзь и Варшава, 1938).

Умер Теодор Аксентович 26 августа 1938 года в Кракове, не дожив года до 80-летия, и похоронен на Раковецком кладбище. Посмертная ретроспектива была проведена в Обществе изящных искусств в Кракове в 1938 году и на следующий год во Львове. Польский народ по достоинству оценил заслуги художника, назвав одну из центральных ул

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Полезная информация для путешественника:

News image

Ореховый гай (парк)

Парк «Ореховый гай» — парк во Львове (Украина). Парк расположен в южной части города, во Франковском районе, он тянется от улицы Сахарова (бывшая Су...

News image

Львовский автовокзал

Путешествовать автобу­сом не менее интересно, чем по железной дороге. Хоть Вы и «прикованы» к своему креслу, тем не менее, в любой момент во­дитель ...

News image

Советы по аренде квартир во Львове и других городах.

Любой человек, следующий в другой город на срок от одного дня до месяца, сталкивается с определенной проблемой - где ему остановиться?

Из истории города:

News image

Почта, телефон, телеграф во Львове

Первое почтовое сообщение во Львове (оно же первое на территории Украины) было организовано в 1629 году флорентийским купцом Роберто Бандинелли.

News image

Затопленная церковь

Когда-то на Клепарове (это там, где сейчас Львовская пивоварня и Музей пивоварения) стояла небольшая церковь, окружённая липами и клёнами.

News image

Как женщины Львов спасали

В 1283 году татары пробовали захватить Львов. Их предводитель, хан Телебуга, простоял с войском под стенами города две недели и уже думал, что осажд...

Авторизация



YOU ARE HERE: Главная - Персоналии Львова - Аксентович Теодор

Знаменитые люди:

Андрей Волокитин: ПРОЙТИ КАК МОЖНО ДАЛЬШЕ!

News image

...Едва ли для кого-то секрет, что у нас в Украине очень много молодых талантливых шахматистов

Фредро, Александр

News image

Александр Фредро (родился 20 июня 1793, Сурохов возле Ярослава, Галиция, Австрийская империя — умер 15 июля 1876, Львов, Австро-...