Артистическая карьера одной из ярчайших звезд оперной сцены начала XX ст. Соломии Крушельницкой (1872 - 1952) поражает скоростью и успешностью пути наверх. Собственно, так было всегда, с самого детства, когда никто не заставлял девочку часами сидеть за фортепиано. Но и не запрещал. Она пела в хоре, даже руководила им. Львовскую консерваторию Соломия окончила в 1893 году с медалью. И еще до того дебютировала во Львовском оперном театре (партия Леоноры в Фаворитке Г. Доницетти). О молодой певице заговорили, ею заинтересовались.
Минуло меньше десяти лет, а имя Соломии Крушельницкой уже стало гарантией и символом триумфального успеха на самых известных оперных сценах Европы и Америки. Типичный пример - резонансная история 1904 г., когда опера Дж. Пуччини Мадам Баттерфляй , беспощадно освистанная на премьере в миланском Ла Скала , через три месяца в Брешии (театр Гранде ) с Крушельницкой в главной роли стала праздником искусства.
Для объяснения успехов певицы ссылок на природные способности или дар Божий мало. Это все - составляющие ее яркой личности, она сама себя творила, целенаправленно и настойчиво. Вспомним ее ежедневное расписание во время обучения в Милане. Занятия вокалом, сценическим мастерством, ознакомление с новыми произведениями, изучение языков - шесть часов ежедневно. Остальное время считалось свободным: музеи, осмотр исторических памятников города, посещение спектаклей, оперных и драматических, переписка, в которой темы родной земли, проблемы культуры, обсуждение книг свидетельствуют о широте ее интересов. Кроме того, Соломия постоянно принимала участие в концертах музыкально-драматической школы L'Armonia .
Не побоимся высоких слов - она буквально горела священным огнем искусства, и то, что кем-то расценивалось, как сложная работа, ей было в радость. Во время гастролей Крушельницкой доводилось играть четыре, а то и пять представлений в неделю. Для освоения текста новой оперы ей хватало двух дней, для создания образа, вживания в роль - еще три-четыре. Репертуар певицы насчитывал 63 партии. Соломия вошла в историю как активная пропагандистка творчества композиторов - своих современников, а также Р. Вагнера. В 1902 году она завоевала сердца парижан в Лоэнгрине , в 1906-м в миланском Ла Скала под руководством Артуро Тосканини очаровала публику в опере Р. Штрауса Саломея . И так было всегда - в театрах Европы, в Египте, Алжире, Аргентине, Бразилии, Чили и т.д.
В 1910 году актриса вышла замуж за адвоката Чезаре Риччони. В расцвете славы в 1920 году завершила оперную карьеру, а через три года начала концертные турне. В программу она включала песни народов мира, используя знание восьми языков. После смерти своего мужа Крушельницкая в августе 1939 года приехала во Львов, зимой следующего года упала и поломала ногу. Непросто сложились ее отношения с советской властью: дом у певицы был отобран ( национализирован ), выезд за границу запрещен. Со временем она начала преподавать в консерватории, которая нынче носит ее имя, в июле 1951 года ей было присвоено звание заслуженного деятеля искусств Украины, в октябре 1952 г. - звание профессора. Из воспоминаний ее коллег и бывших студентов известно, как достойно и доброжелательно держалась Соломия Амвросиевна с людьми, пеклась о каждом ребенке (так называла она студентов), готова была всегда сесть за рояль, спеть, поделиться своими знаниями. Руководствовалась она она во всех ситуациях ценностями, которые составляли смысл ее жизни - Искусством, Культурой. Во имя Украины.